Блог / Новости
Аутригеры - гарантия устойчивости автогидроподъемников
Аутригеры - гарантия устойчивости автогидроподъемников
Неброский узел, играющий огромную роль. Аутригеры - гарантия устойчивости автогидроподъемников
Оптимальное использование автогидроподъемников – это выполнение срочных ответственных работ на различных высотных уровнях, причем на объектах, которые могут отстоять один от другого на значительном расстоянии.
Востребованность этого вида спецтехники растет день ото дня, а рынок развивается в направлении создания моделей, обеспечивающих работу на больших высотах, при сохранении минимальных масс и габаритов установок. Но «высотность» в сочетании с облегчением конструкций повышает опасность производственных аварий. А значит, повышается роль стабилизирующих устройств, и прежде всего, аутригеров.
Качественная работа выдвижных опор – жизненная необходимость
По сравнению с другими видами спецтехники, пожалуй, с автогидроподъемниками (в дальнейшем АГП) связывается наибольшее число случаев травматизма, вызванных потерей устойчивости самой подъемной установкой. Несмотря на то, что конструкторы всячески пытаются повысить безопасность работ, а контролирующие органы устанавливают все более жесткие требования, рассчитанные на предотвращение аварийности, но факт остается фактом – статистика отмечает увеличение случаев опрокидывания АГП в результате проседания почвы. Хотя часть экспертов это относят просто к возросшим возможностям информирования, благодаря интернету.
Прежде всего, устойчивое состояние АГП обеспечивается специально разработанными аутригерами. Интересно, что около 65 % всех аварий АГП вызвано неправильным использованием аутригеров. Максимальное давление на грунт по современным европейским нормам не должно превышать 4 МПа. Эта норма обеспечивает безаварийную работу, и она вполне реальна при верном использовании имеющихся опорных устройств.
Аутригеры могут быть откидными, поворотными, выносными. Наиболее распространено использование выносных. Чаще используют 4 опоры, но встречаются подъемники, в которых установлены только два передних аутригера. А вот известный корейский производитель автовышек Donghae, для большей устойчивости, применяет схему из 6 опор.
В самом общем виде выносной аутригер представляет собой силовую телескопическую стойку с опорно-установочной лапой, шарнирно или жестко, закрепленную на конце выдвигаемой в поперечном направлении балки. Есть варианты поворотных в горизонтальной плоскости аутригеров. Эта конструкция облегчает доступ к элементам ходовой части базовой машины, однако стоимость такого конструкторского приема довольно высокая, поэтому у нас поворачивающиеся на 180° аутригеры встретишь не часто.
Для обеспечения необходимой устойчивости и противодействия опрокидыванию во время работы подъемника установочные лапы прижимаются к грунту, а по окончании - отводятся от него. Движение опор с установочными лапами обеспечивается, в основном, гидроцилиндрами двойного действия, которые поднимают и опускают опорно-установочные лапы. Опоры могут быть различной длины - короткими, от 0,7 м, средними, или длинными, до 1,5 м и более. Длина определяется высотой шасси, потому что выдвинутые опоры должны поднимать базовую машину до отрыва колес, т.е. так, чтобы подвеска и колеса шасси были полностью вывешены. Гидроцилиндры используются стандартизированные, серийного производства. Номенклатура их очень широка, и подобрать можно практически любого нужного размера. Только в Европе более 120 предприятий изготавливает гидроцилиндры для спецтехники и оборудования.
Основная задача аутригеров - увеличивать опорный контур подъемной установки и разгружать ходовую часть базовой машины. Контур, выстраиваемый аутригерами, может быть Н- и Х-образный. На тесных стройплощадках аутригеры обычно компонуются по Х-образной схеме, что позволяет выдвигать их максимально, несмотря на ограниченое пространство. Но сегодня все чаще можно встретить увеличение опорного контура АГП путем использования вместо Х-образной схемы расположения опор, комбинированную Х-Н-образную схему. В этом случае спереди устанавливают опоры по Х-схеме, а сзади – прямоугольные, телескопические Н-образные опоры. За счет такой схемы увеличивается опорная зона, устойчивее себя «чувствует» машина, при этом занимаемая площадь увеличивается незначительно. В АГП, работающих на больших высотах, используют, как правило, Н-образные схемы установки аутригеров, поскольку в этом случае обеспечивается максимальная площать опорного контура.
Опоры аутригеров стандартного типа имеют круглую форму. Используются также опоры прямоугольного сечения, их применяют в усиленных аутригерах. Балки, к наружным сторонам которых через монтажные фланцы крепятся на болтах цилиндры, опускающие и поднимающие опорные лапы, выдвигаются из основания АГП на поддерживающих роликах и удерживаются в конечных положениях фиксирующим устройством. Эти балки могут состоять из нескольких телескопических секций. Для предотвращения их самопроизвольного выдвижения, фиксаторы имеют дополнительную блокировку. Длина выдвижения балок регулируется, обычно конструкцией задается 2…3 варианта величины выдвижения. Балки могут выдвигаться вручную, с фиксацией как произвольно, так и в определенных положениях, или же гидравлически, с фиксацией в произвольном положении.
Одним из наиболее устойчивых считается АГП, созданный компанией Ruthmann Gmbh & Ко KG из Германии. Специалисты компании утверждают, что конструкция их мод. Steiger TTS 1000, рассчитанная на работу на высоте до 100 м, позволяет специалистам выполнять свои функции на максимальной высоте в корзине, грузоподъемностью (г/п) 320 кг, при скорости ветра до 16 м/сек. На сегодняшний день это мировой рекорд устойчивости.
Но модель Ruthmann Steiger TTS 1000, представляющая, по сути, 80-тонный 6-осный полуприцеп-подъемник, была выпущена в единичном числе. А вот если говорить о серийных моделях, то тут безусловным лидером устойчивости является мировой лидер высотных АГП, финская компания Bronto Skylift. Установки этой компании работают на высотах, значительно превышающих 100-метровую отметку. Мод.S112HLA рассчитана на подъем рабочей платформы на 112 м. Благодаря тщательно рассчитанной Н-образной схеме и мощности аутригеров, работающие на высоте люди достаточно уверенно себя чувствуют при скорости ветра до 12 м/с. Причем на платформе г/п 700 кг может разместиться целая ремонтная бригада с инструментом. Кнопка управления активизирует выносные опоры и систему выравнивания горизонтального уровня, и примерно за 40 сек. опоры устанавливаются в нужном положении.
В управлении автоподъемником имеется отдельная система, контролирующая равномерную нагрузку на выносные опоры при любом положении рабочей платформы, с учетом воздействия внешних факторов. Безопасные параметры поддерживаются автоматически. Программа «ограничитель грузового момента», установленная на бортовом компъютере, отвечает за то, чтобы при нормальных условиях любые, в том числе и не вполне грамотные действия оператора, не привели к опрокидыванию машины. Если конечно не случится что-то, чего электронный контролер предусмотреть не может, например, резкое проседание грунта.
Кроме того, имеется система, которая следит за фиксацией выдвижных балок и положением выносных опор, контролирует горизонтальное положение рабочей платформы, а также предельные отклонения от горизонта всей установки в целом. Если выносные опоры установлены с какими-то нарушениями либо недопустимо изменяется давление опор на грунт, звуковой сигнал тут же предупредит оператора. Одновременно блокируются движения стрелы, и работу можно будет продолжить только после устранения факторов риска. Панель управления находится в распоряжении оператора на земле, но дублирующая ее приборная панель имеется и на рабочей платформе.
На выставке Bauma 2013 финский производитель представил две модели АГП новой серии XR. Новинки вобрали в себя все последние передовые мировые разработки в области подъемной техники. Серия XR была разработана специалистами Bronto с целью замены на рынке успешно работающей уже многие годы, но морально устаревающей, серии XDT. Среди многочисленных отличий, наиболее выразительным является увеличенный горизонтальный вылет в моделях новой серии. В частности, мод. S65XR, при подъеме стрелы на высоту 40 м, обеспечивает горизонтальный вылет в 15 м. А максимальный горизонтальный вылет этой модели – 40 м.
Безусловно, с новыми характеристиками изменилась и конструкция аутригеров. Аутригеры серии Bronto XR обеспечены функцией самовыравнивания. Это позволяет установкам Bronto Skylift уверенно работать на уклонах до 10°! И это притом, что на вылете 40 м стрела подъемника удерживает рабочую платформу, рассчитанную на г/п 700 кг. Возможность работы на наклонных плоскостях АГП такой массы и с таким вылетом стрелы – очень важный положительный фактор в характеристиках новых подъемников.
Другие производители, при выполнении работ на наклонных площадках, используют иные подходы. В одних случаях, с целью компенсации уклона, применяют клиновидные подкладки под аутригеры. При строительстве лыжного комплекса Chill Factor в Великобритании возникла необходимость работы автоподъемника, установленного на бетонной плоскости, имеющей уклон в 21°. Для стабилизации машины использовались обрезиненные нескользящие подкладки, а сами машины крепили к вершине склона стальными растяжками.
Подкладка – немаловажный элемент
Практически во всех случаях аварийных падений АГП, комиссии, занимающиеся расследованием инцидента, устанавливали, что аварии можно было вполне избежать, приняв простые меры предосторожности – выдвинув на необходимое расстояние аутригеры и установив специальные подкладки, которые еще называют опорными подушками. Анализ более 90% аварий с падением АПГ показал, что в большинстве случаев аутригеры не применялись вообще, не говоря уже о подкладках под них! А ведь, по мнению специалистов, установка подкладок под лапы аутригеров имеет такое же большое значение для сохранения стабильного состояния установки во время работы, как и надежность самих аутригеров. Подкладки создают точки опоры даже на очень неровных и неустойчивых поверхностях. А, кроме того, и это особенно актуально при выполнении работ в городских условиях, даже при значительной массе самого АГП, правильно подобранные подкладки сохранят целостность мостовых, не разрушат асфальт, даже сберегут газоны.
Ответственный оператор даже небольшого АГП, не говоря уже об установках, работающих на значительных высотах, должен при малейших подозрениях на ненадежность грунта приложить рабочую нагрузку к каждой из опор, не поднимая груз высоко, и проверить тем самым надежность опорной поверхности. Избежать аварии поможет также использование подкладок максимальных размеров, уменьшающих давление на грунт.
На первый взгляд кажется, что ничего «мудреного» в подкладках нет. Однако следует знать, что для выполнения высотных работ опорные подушки должны обладать целым рядом свойств. В качестве материала для покладок широко используется дерево, но нужно учитывать, что подкладки не должны боятся сырости, т.е. обладать водоотталкивающими свойствами. Поэтому простую древесину использовать нежелательно, необходима древесина твердых сортов. Это нужно не только для того, чтобы деревянная подкладка не сгнила и не рассыпалась под воздействием влаги, а металлическая не корродировала, но и для того, чтобы деревянная подкладка оставалась достаточно легкой после работы под дождем или снегом. Размеры подкладки из дерева должны быть не менее 500 х 500 х 50 мм, поэтому и сухая она имеет приличную массу.
Кроме того, в обычной древесине от нагрузок быстро появятся трещины, в которые будет попадать вода. Зимой, замерзая и оттаивая, эта вода быстро приведет подкладки в негодность. Для увеличения ресурса дерево следует пропитывать водоотталкивающими смесями, а также обшивать подкладки стальной лентой. Американская фирма Sterling Lumber разработала и успешно реализует деревянные комбинированные подкладки. В разработанной Sterling Lumber конструкции, между деревянными опорными плоскостями размещается металлоконструкция из стального С-образного проката.
Подкладки хорошего качества должны быть устойчивы к химическим воздействиям, ведь работать установкам приходится в самых неожиданных условиях. Также профессиональные подкладки изготавливают из диэлектрического и термостойкого материала, не меняющего своих свойств в диапазоне температур от -100°С до +80°С.
Сегодня в качестве материала для подкладок кроме стали и дерева используют полиэтилен и нейлон. Нейлоновые, и еще более качественные, полиэтиленовые подкладки, рассчитаны на «пожизненную» эксплуатацию, т.е. их ресурса хватает на весь период эксплуатации автоподъемника. И хотя цена синтетических подушек достаточно высокая, их надежность цену оправдывает. Синтетические подушки устойчивы к деформации и ударным нагрузкам, и при этом значительно легче стальных. На пластиковые подкладки, по желанию покупателя, изготовитель может, со стороны сцепления с грунтом, наносить рельефный рисунок, даже логотип заказчика – отлить и обработать синтетическую подкладку несложно. Высокая эластичность материала позволяет подкладке надежно и прочно удерживаться даже на небольших площадках. Со стороны опор поверхность подкладок делается очень гладкой. Это нужно для того, чтобы опорные лапы скользили и легко попадали в нужную точку на поверхности подкладки. Нейлоновой или полиэтиленовой подкладке не вредит контакт с маслом, топливом, они не боятся коррозии.
Предприятий, специализирующихся на выпуске качественных синтетических подкладок, совсем немного, поскольку само использование «фабричных» опорных подушек у нас не распространено, а многие операторы как-то легкомысленно вообще не задумываются о возможном проседании грунта.
Наиболее известна у нас продукция французкой компании STABline, а также бельгийская компания CGK-Group. C 2010 г. московская компания «СервисКранТехника» является эксклюзивным дилером CGK-Group в России. Спектр выпускаемых размеров квадратных пластиковых подкладок компанией CGK-Group довольно широк: сторона квадрата от 300 мм, с толщиной плиты 30 мм, до 1200 мм, с толщиной 80 мм. Рассчитана каждая такая подушка на нагрузку от 4 до 90 т соответственно. Предлагаются и круглые подкладки, от Ø 800 мм, с толщиной 60 мм, до Ø 1200 мм толщиной 80 мм. Такие подкладки гарантированно выдерживают нагрузки от 30 до 80 т.
Из отечественных производителей синтетических подкладок можно назвать ростовское предприятие «Элмика». Специалисты компании подобрали полимер – модифицированный TECAST PA6G, и сегодня производят как стандартные, так и по размерам, указанным заказчиком, опорные лапы. Такая лапа одевается прямо на опору аутригера. Диапазон размеров изделий составляет линейку от Ø400 мм и толщиной 86 мм, рассчитанных на нагрузку до 25 т, до опор Ø 1000 мм, с толщиной 200 мм. Такая «обувь», установленная на опору, выдерживает нагрузку в 240 т каждая.
Несмотря на то, что современные АГП оборудуют новейшими электронными системами, анализирующими нагрузки и помогающими правильно установить аутригеры, практика к сожалению, показывает, что если оператор не считает соблюдает правила установки аутригеров, не использует в работе надежные подкладки, то вполне возможно, что не зафиксированную как следует машину сильным порывом ветра просто опрокинет, либо, при недостаточно выдвинутых опорах, возникшая перегрузка повалит АГП. Поэтому хочется пожелать: операторы, будьте бдительны!