Яндекс.Метрика

Блог / Новости RSS 2.0

Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки

Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки

Краноманипуляторные установки – именно манипуляторы, а не тросовые краны, – хотя и встречаются на дорогах все чаще, до уровня европейской популярности пока недотягивают. Что же мешает этим полезным механизмам находить свое заслуженное место на рынке российских потребителей?
Манипулятор, устанавливаемый на бортовой автомобиль, в англоязычной среде именуемый «погрузочный кран», – это механический помощник, не облегчающий тяжелый труд рабочих, а исключающий его. Правда, вместе с этими самыми рабочими. Водитель, он же оператор, работает на машине, оснащенной КМУ, в одно лицо, получает за «подработку» свои честные 50%, а бригада грузчиков отправляется на биржу, где уже сидят крановщики, водители вилочных погрузчиков, экскаваторщики… КМУ с набором соответствующих насадок оставили их всех без работы – в общем, это не проект по созданию рабочих мест. Многие руководители у нас ведь и сегодня мыслят, как в известном анекдоте из прошлого: зачем покупать трактор, когда целая рота солдат скучает без дела? И никакая современная компактная подметальная машина не сравнится по эффективности с вооруженным метлой гастарбайтером. Что же до экономии на зарплате, то это там, в Европе, зарплаты такие, что есть прямой финансовый интерес вводить механизацию всеми силами, сокращать число нанятых работников. Хотя после кризиса оклады там и снизили, но не стоит указывать, на сколько, чтобы не расстраиваться.
Так что неудивительно, что в Европе грузовик без манипулятора пусть не дурной тон, но редкость. Только машины, работающие в жестких логистических цепочках, курсирующие строго между погрузчиками, или самосвалы в карьерах освобождаются там от дополнительной «ноши» в виде манипулятора.
Но не только обилие привыкших к невзгодам рабочих рук тормозит рынок кранов-манипуляторов, ведь преимущества самопогрузки наши находчивые граждане давно оценили благодаря подержанным японским бортовым грузовичкам, оснащенным тросовыми кранами. Не зря же меткий народный язык прозвал их «воровайками» – прилепилось так, что уже не отмоешь. Но как следствие надежности «праворуких японских лошадок», в сознании многих закрепился и миф о надежности именно тросовых КМУ, и к манипуляторным установкам, которые подержанными к нам практически не поступали, особого доверия нет. А бывалые крановщики порой произносят слово «манипулятор» с таким выражением в голосе, что отношение к ним становится понятным без лишних слов.
Почему мнение о надежности миф? Дело в том, что у тросовой и бестросовой КМУ нет принципиальных различий в конструкции. Вторая из-за отсутствия троса нуждается в дополнительном «колене», и манипуляторы в основном состоят из трех звеньев, а тросовые краны из двух (вращающаяся колонна и телескопическая стрела). А надежность и того и другого определяется свойствами металлического сплава, качеством швов и работой гидравлической системы. Ну а там уже люди «прикипают» к определенной марке, например Unic, а от нее к тросовым кранам вообще. Сила привычки хорошо известна, вот у нас хоть и азиатская страна, но есть государства еще более восточные, и для их жителей традиция важней, чем революция, пусть и научно-техническая. Для таких стран даже концерн Hiab выпускает тросовые краны – манипуляторы спросом не пользуются, и переубеждать людей бесполезно.
К слову, тросовые КМУ проще устроены, с их помощью удобней подавать груз ниже линии горизонта. Конечно, у манипулятора его можно закрепить на длинных тросах, но подача его строго сверху вниз требует артистического владения рычагами, ведь необходимо и наклонять плечо крана, и одновременно складывать телескопические секции. То ли дело КМУ, где есть трос – стравливай его потихоньку, и всё! Случаев, когда надо что-нибудь подать в яму, немало, хотя бы всем известные работы по ремонту и прокладке новых канализационных сетей. В советское время для этого на объект пригоняли и автокран, и грузовик, сегодня и с подвозом труб и плит, и с их монтажом справляется один автомобиль с бортовой платформой и тросовой КМУ. А дополнительно и пробурить скважины под сваи можно специальной навеской, ведь тросовые КМУ, как правило, оборудуют дополнительным гидроконтуром. Сегодня даже новые среднетоннажники производители чаще предлагают с тросовыми КМУ, тем самым закрепляя традицию.
Что же до кранов высокой грузоподъемности и больших размеров, тут у тросовых кранов из простоты конструкции вытекает еще одно преимущество перед манипуляторами соответствующей мощности: более низкая цена. У тросовой КМУ мощность повышают «экстенсивным» методом, увеличивая размер стрелы, число секций, толщину металла. Вся «ответственность» за груз перекладывается на трос, а манипулятору приходится рассчитывать только на собственные гидроцилиндры, поэтому для того, чтобы кран-манипулятор не отставал от тросового крана большой грузоподъемности, его устройство сильно усложняется.
Еще более мудреным становится устройство тех моделей, которые выполняют максимум возможных функций. У таких манипуляторов может быть более трех подвижно соединенных звеньев, четвертое (гусек), как и третье, состоит из телескопируемых секций, тем самым повышаются возможности артикуляции манипулятора. Груз может «майноваться» на платформе вплотную к колонне КМУ, а «вироваться» горизонтально, в пролеты, расположенные на довольно большой высоте. И, наконец, устанавливаемая дополнительно лебедка придает манипулятору свойства вполне обычного тросового крана. Понятно, что цена от таких заоблачных возможностей соответствующая, и это по-своему препятствует распространению в России сложных, как бы сказали, «наукоемких» манипуляторов высокой грузоподъемности.
Но ведь тросовые краны бьют ценой не только манипуляторы, но и автокраны. Судите сами: приходит кран какой-нибудь китайской марки, здесь дилер его устанавливает на вполне обычное бортовое шасси «КамАЗ», управление с кресла на колонне, даже выше, чем из кабины крановщика, – опять экономия. Разумеется, противовесы поставить здесь некуда и на 180º-ные действия грузовысотных характеристик рассчитывать не приходится. Башенный кран не собрать, но для большинства случаев складского или малоэтажного строительства достаточно.
Краны-манипуляторы, как и тросовые, все более широко применяются для монтажных работ. Кто покупает у нас полноразмерные грузовики с КМУ высокой грузоподъемности? Не «дохлые» же частники, наверно, а крупные компании с нужными выходами, выполняющие довольно широкий круг работ, сочетающих и перевозки, и строительство. А автомобиль с КМУ – это не просто транспортное средство, это мастерская на выезде.
Таким образом, КМУ выходят за пределы рамок исключительно погрузочного устройства, облегчающего и удешевляющего перевозки, они осваивают новые области экономики, и не только сферы транспорта и строительства. И тут у манипулятора намного больше перспектив, чем у его тросового «коллеги». Машина, оснащенная краном-манипулятором с соответствующей навеской, становится новым видом спецтехники, то есть без манипулятора не было бы ни такого типа машин, ни такого вида работ. Характерные примеры этого – автомобили-сортиментовозы, ломо-металловозы, мусоровозы для контейнеров заглубленного типа, передвижные авторемонтные мастерские.
Манипуляторы сегодня «отнимают хлеб» не только у автокранов, но даже у автогидроподъемников и вилочных погрузчиков. И эта их в известном смысле универсальность нашими потребителями оценена недостаточно. С одной стороны, хромает логистика, с другой – виновата наша обычная инертность. Например, когда встает вопрос о том, что надо будет вести какие-либо работы на высоте, все думают об автовышке. А о том, что люльку можно закрепить и к автокрану, и к телескопическому погрузчику, и к манипулятору, не вспоминают! Иногда же отказываются от дополнительных навесок к манипулятору из соображений экономии, а потом, как следствие, не могут взять подвернувшийся контракт. Но на специализированные КМУ мусоровозов, сортиментовозов и ломовозов спрос устойчивый, так что тут манипулятор уважают! Еще у нас иногда забывают о таком способе повышения эффективности крана-манипулятора, как сочетание его на шасси с другим погрузочным устройством, таким как «мультилифт». Разные платформы применительно к разным навескам – все возможные виды работ будут доступны одному автомобилю!
И совершенно неоправданно забыты у нас манипуляторы малой мощности, рассчитанные для установки на шасси полной массой менее 3,5 т и пикапы. Вот настоящее подспорье малому бизнесу! А между тем такие КМУ относительно недороги из-за простой конструкции и малой грузоподъемности. Принципиально они напоминают тросовые краны, у них всего два звена: вертикальная поворотная колонна и управляемая гидроцилиндром стрела, включающая всего одну или две выдвижные секции. Трос, разумеется, отсутствует. Для задачи снять-поставить артикуляции мини-манипулятора достаточно, также устроены, кстати, КМУ автоэвакуаторов, только у них размер больше. Грузовой момент у мини-КМУ – от 1 до 4 тм, грузоподъемность – от 0,5 до 2,5 т, вылет – от 2 до 7 м. Таковы, например, манипуляторы Hiab серии Т и Palfinger серии PC Compact.
Поскольку большинство малотоннажных грузовиков не оснащается КОМ в принципе, гидравлика мини-манипуляторов работает от своего электромотора на 12 или 24 В, главное, чтобы генератор на машине был достаточно мощный. Компактные манипуляторы крепят болтами к подрамнику грузовика или пикапа непосредственно сквозь днище кузова, плюс к этому, как положено любому крану, два механических аутригера. Такие манипуляторы самопогрузки, должны бы, по идее, наблюдаться на многих развозных грузовичках, а что у нас вместо этого? Наглухо затентованные «ГАЗели», по-хозяйски обитые изнутри фанерой, и об электрогидравлических манипуляторах никто ничего не слышал, а может, и не хочет слышать. Но с другой стороны, кто и где видел, чтобы потенциальные покупатели сами на рынке продвигали товары, о которых понятия не имеют? Это что-то из дурного сна маркетолога. Так что роль популяризации малых КМУ целиком ложится на производителей и их дилеров. А они, как можно заметить, порой стараются оснастить автомобиль клиента манипулятором не достаточной для него грузоподъемности, а с таким большим запасом, что можно самого себя этим краном из болота вытащить – и не только экономического.