Яндекс.Метрика

Блог / Новости RSS 2.0

Кран-манипулятор или автокран? Автомобильные тросовые КМУ.

Кран-манипулятор или автокран? Автомобильные тросовые КМУ.

После наплыва в Россию импортной спецтехники появились проблемы с терминологией: как правильно все это называть? То ли было в советские времена: поставляли шлифмашинки из Болгарии – вот вам «болгарки», познакомила нас фирма Jeep с внедорожниками – вот вам «джипы». Часто используемый термин «краноманипуляторные» установки (КМУ) не отражает принципа устройства механизма, а сами слова «кран» и «манипулятор» так часто применяются в разных машинах, что невольно возникает путаница. С тросовыми КМУ труднее всего, что это: кран-манипулятор или автокран?
Помощи за рубежом искать на этот раз бесполезно, в международной среде используется англоязычный эквивалент словосочетания «погрузочный кран». И никакого деления на тросовые-безтросовые, на краны, манипуляторы там нет. Просто в Европе никаких тросовых КМУ нет, а в Японии, Корее и Китае нет манипуляторов. Нам, оказавшимся на счастье между Западом и Востоком, достались оба варианта конструкции, вот и приходится на ходу разрабатывать классификацию. КМУ с тросом в большом количестве поступали в нашу страну вместе с остальным подержанным японским транспортом. Россия, надо сказать, поставила мировой рекорд по ввозу машин с противоположным местным правилам расположением руля. А между прочим, в цивилизованных странах такие ТС просто не регистрируют, ввозить их можно только на запчасти. Но в нашем случае за более чем 20-летнюю историю многие тросовые погрузчики б/у пережили своих «праворуких» носителей и продолжают работать.
Популярным направлением народного «тюнинга» стало устанавливать японские краны на старые бортовые автомобили, например КамАЗ. Именно эти японские среднетоннажники с тросовым КМУ сформировали новое направление малого бизнеса в сфере перевозок с укрепившимся названием: «услуги кран-борта». Типичная фраза в газетных объявлениях: «сам гружу, сам увожу» – оказалась как нельзя кстати для новой России, и совершенно не случайно к этому типу автомобилей прилипло милое каждому русскому сердцу слово «воровайка».
Однако что «кран-борт», что его вольный народный аналог, что КМУ – названия очень общие, не отражающие конструктивных отличий. Все это было бы не важно, если бы вслед за подержанными тросовыми КМУ стали бы поставляться новые, и на этом все закончилось. Но разве старушка Европа оставит без внимания такой лакомый рынок, как российский! По крайней мере, его европейскую часть. Результат – большое число кранов-манипуляторов разных марок, которые конкурируют не только между собой, но и с тросовыми КМУ. И естественно, разделяют общее название, скрывающее их принципиальное устройство. У кранов-манипуляторов нет тросовой подвески крюка, крюк у них расположен непосредственно на конце стрелы. Для того чтобы выполнять погрузку-разгрузку, их стрела в отличие от тросовых КМУ имеет дополнительное плечо и, соответственно два шарнирных соединения, а не одно, как у тросовых. Такая схема позволяет сложить манипулятор очень компактно в транспортном положении, это один из важных для экономной Европы факторов: не перекрывается место для груза на платформе. Звенья КМУ располагаются поперек оси машины и образуют подобие латинской буквы Z. С тросовой КМУ так не получится, стрела должна быть направлена по оси автомобиля, можно лишь менять ее ориентацию: над кабиной или над платформой. Расположение над кабиной не препятствует размещению груза в кузове, но создает ограничение на длину и грузоподъемность крана, особенно там, где в качестве шасси используется грузовик с бескапотной кабиной. В транспортном положении, таким образом, тросовые КМУ напоминают латинскую букву L. Так, согласуясь с типом складывания, было предложено делить все КМУ на L-образные и Z-образные. Аналогично этому некоторые употребляют слово «складные» применительно к кранам-манипуляторам и «прямые» – к тросовым кранам.
Казалось бы, не проще ли делить все КМУ на тросовые и без него. Но не все так просто, дело в том, что, по многочисленным пожеланиям покупателей краны-манипуляторы сегодня сплошь и рядом «нагружают» лебедкой в качестве опции. Так что в данном случае не избежать вопроса: какой это трос, первоначальный или дополнительный? Да и с классификацией по типу складывания не все так просто: вот, к примеру, специализированные краны-манипуляторы для перегрузки лома, лесные погрузчики. У них в силу особенностей эксплуатации второе (среднее) звено порой длинней стрелы, даже с раздвинутыми ее секциями. Сложить такой манипулятор в фигуру типа Z затруднительно, и, как правило, их при транспортировке укладывают вдоль автомобиля, получается L-тип, но это же не так. Чтобы выделить эти погрузочные механизмы в отдельный тип, наши производители применили к ним термин «гидроманипуляторы».
Лесные и ломовозные «рукояти» были первыми среди других КМУ, чье производство освоили отечественные заводы. Но идеал, увы, недостижим, ведь сразу напрашивается вопрос: «А другие манипуляторы – «пневмо», что ли?» Однако желание выделить свою продукцию по отраслевому признаку, а не по происхождению само по себе очень правильное. Иными словами, название механизму дается не по его технической сущности, на основе того, для чего он применяется. Тогда нам не следовало бы вообще писать о КМУ, а только о конкретных транспортных средствах, выпускаемых для конкретных задач, то есть о ломовозах, сортиментовозах, кран-бортах, автогидроподъемниках и кранах на автомобильных шасси. Но что на это скажут производители?.. У конкретной единицы спецтехники может быть трое, четверо и более «родителей». Один выпускает шасси, второй – КМУ, третий – кузов, четвертый все это собирает, а пятый перекрашивает и продает, и у каждого свой интерес на рынке и свое видение темы, в том числе и относительно названий.
Ну а что же потребители, какими терминами оперируют те, кто эту технику непосредственно эксплуатирует? Может быть, не стоит ломать копья, а стоит найти простую истину в народе? И действительно, там все просто. Тросовые КМУ называют «краном», а «бестросовые», складные, Z-образные, как хотите, – «манипулятор». И поначалу все выглядит очень красиво: погрузочный кран, погрузочный манипулятор, пока за дело не берутся журналисты. А что, гидроборт разве не для погрузки используется? А чем мусоровоз с боковой загрузкой хватает контейнеры? Как раз манипулятором! И вот так, в отсутствие точного термина, чтобы не запутать читателя, бывает, целый абзац напишешь, чтобы объяснить, о каком агрегате действительно идет речь. Можно, конечно, пофантазировать, внести свои предложения в обиход, например, по признаку места происхождения установки: КМУ тип «Европа» и КМУ тип «Азия». Плюс добавить возможные просторечные вариации в зависимости от связанного слова: если КМУ, то «японка», если кран, то «япончик». Хотя последнее в прессе, кажется, уже встречалось…
Но так ли это важно, искать специальные названия для КМУ западного и восточного типов? Вот, к примеру, если посмотреть на тросовые КМУ особо больших размеров, выяснится, что это никакие не КМУ, а самые настоящие краны. Компания National Crane из США, входящая в группу Manitowoc, выпускает такие под примерным названием: «краны без кабины, управляемые с земли». Грузоподъемности двух- или трехосного шасси едва хватает для собственного веса крана, поэтому грузовой платформы не предусмотрено. Но построен автомобиль, как и любой кран-борт, с колонной за кабиной. Да и отраслевая классификация КМУ не особо различает тип конструкции КМУ, а выделяет три основные группы в зависимости от применения.
Первая группа – это специальные манипуляторы, называемые также гидроманипуляторами. Их отличают узкая специализация, связанные с этим особенности конструкции и дополнительный гидравлический контур для привода специальной навески. Примеры: лесовозы, ломовозы, лесозаготовительная техника. Вторая группа – собственно погрузочные КМУ, как манипуляторы, так и тросовые краны. Критерии группы: относительно малые размеры и масса установки по отношению к шасси, две опорные стойки, любое количество секций стрелы. Могут использоваться для монтажа легких конструкций, особенно «длиннострельные»; в качестве опции устанавливается дополнительный гидроконтур для привода дополнительных агрегатов, например бурового винта. Третья группа – строительные КМУ. Чаще это тросовые краны, но могут быть и манипуляторы. Критерии: большая масса и грузоподъемность, максимально возможное число секций стрелы, большая высота подъема груза. Не менее четырех опорных стоек. Собственная масса установки может составлять до 50 и более процентов от грузоподъемности трехосного шасси, автомобиль в таком случае стоит рассматривать как автокран с платформой для перевозки вспомогательного оборудования. Возможно их применение и как погрузочных КМУ при использовании многоосных шасси высокой грузоподъемности.
Остановимся подробнее на тросовых КМУ или кранах, погрузочных и строительных. Сегодняшняя пресса уделяет им не так много внимания, а всё потому, что они в основном поставлялись в страну в виде «секонд-хенда», официальные продажи новых установок начались относительно недавно. С другой стороны, хоть новые, хоть старые, кажется, все они изучены уже вдоль и поперек – о чем писать? Действительно, тросовые КМУ довольно простые устройства, отсюда их относительно невысокая цена, меньше проблем с ремонтом и обслуживанием, но, главное, никаких трудностей с персоналом, ведь управлять тросовым КМУ намного легче, чем манипулятором. Выставил стрелу, а там: «вира!», «майна!», точная вертикальная подача груза одной кнопкой. Это вам не сочетание телескопирования стрелы с наклонами стрелы и промежуточной секции, как на «евро-КМУ». Квалифицированные кадры требуют большей оплаты, а тут почти обезьяну можно научить, если терпения хватит. Очень важный аргумент для страны, профессиональное образование которой находится в ауте.
Другое преимущество тросовой КМУ – возможность опускать крюк ниже уровня земли. Считается, что это особенно необходимо при строительно-монтажных работах в траншеях, колодцах, под мостом, эстакадой. Но часто это нужно и при банальных погрузочно-разгрузочных работах, когда забирать или выкладывать груз приходится, работая на разных уровнях. Опять же подача груза через забор, хотя это снова возвращает к советскому прошлому. «Несуны» имели привычку устраивать схроны у заборов закрытых заводских территорий, а потом, подъезжая с другой стороны, грузили, перекидывая «недоплаченное» в кузов вручную. Им бы тогда такие машины! Как уже упоминалось, чтобы не мешать перевозке груза на платформе, стрелу тросового КМУ заворачивают вперед, над кабиной. До определенных размеров КМУ это возможно, но с ростом длины стрелы не поможет даже капотная кабина с кенгурином, придется выставлять «журавля» над платформой.
Хороший способ освободить место для объемных грузов, например цистерн, – использовать многосекционную стрелу. Стрела из пяти коротких секций в раздвинутом положении будет сопоставимой длины со стрелой из двух длинных, но оставит больше места для груза, нависая не над всем кузовом, а только над его половиной. Но сложная стрела предопределяет более высокую стоимость и дорогое обслуживание. Поэтому, выбирая КМУ, нужно в первую очередь учитывать, какой груз будут перевозить на автомобиле. Если он не будет выступать за борт стандартной открытой платформы (бетонные плиты, столбы, асбоцементные трубы, металлопрокат), лучше взять КМУ со стрелой с двумя-тремя длинными секциями, сэкономив на цене и возможном ремонте. Если же основными «пассажирами» будут бетонные кольца и бобины с кабелем, придется брать КМУ той же грузоподъемности и длины, но собранную из 5–6 более коротких секций.
К тросовым КМУ, больше подходящим для строительства, нежели для погрузки, это не относится, поскольку свободное место на платформе в данном случае вопрос вторичный. Поэтому стрела у таких КМУ максимально большая, на шасси порой смотрится так, что носитель явно выбран не по мерке, маловат. Это еще одно следствие популярной у нас экономии, любимые всеми трехосные шасси КамАЗ – дешево и сердито. На перегрузку переднего моста, иногда даже на порожней машине, внимания не обращают. Как, однако, и не обращают внимания на рабочие условия крановщика на этих больших тросовых КМУ. Вот где у них пульт управления? Основной наверху колонны, с креслом, также рычаги продублированы сбоку у кабины. По сравнению с автокраном в каком-то смысле на КМУ работать удобнее: сидишь выше, чем в кабине автокрана, видишь дальше. Но ведь сидишь-то в кресле, открытом всем ветрам, даже зонтика от дождя или солнца нет. Ну, для погрузки-разгрузки сойдет, терпеть недолго, но на строительстве, где от крановщика зависит не только производительность, но и безопасность монтажников?.. Вот опускает он предмет на этаже, и тут в самый ответственный момент ему порыв шквалистого ветра с мокрым снегом прямо в лицо, что тогда? Вдруг не тот рычаг рванет? Смотришь, как у нас «хватают» именно большие тросовые установки и диву даешься – климат-то наш мало похож на южнокорейский, а на южнокитайский тем более.
Технический прогресс должен не усложнять, а облегчать жизнь человеку – в краностроении это означает, что оператор с выносного пульта управляет уже башенным краном, стоя при этом на объекте рядом с монтажниками, а не наблюдая за флажками. А если техника по-прежнему управляется частоколом рычагов, то хотя бы надо защитить оператора от жары и холода. Создается впечатление, что покупатели действительно думают, что покупают «два в одном», но на самом деле кран-борт – это «ноль пять плюс ноль пять в одном», «Боливар» двоих не вынесет. И между прочим, если даже летом шабашить на строительстве бань и коттеджей, все равно за один раз все материалы не привезешь, даже на грузовике без КМУ. Сегодня практически все КМУ стоят на полноповоротной платформе – еще один плюс для применения их в строительстве, главное, не забывать об опорном контуре, нужна вторая пара опорных стоек.
При всей кажущейся неуклюжести тросовой КМУ ее часто оснащают люлькой для работы в качестве автовышки. Конечно, по сравнению с современными рычажно-телескопическими автогидроподъемниками возможности тут скромнее, но для большей части строительно-монтажных работ вполне достаточно. Так расширяется сфера применения машины: автовышка, кран, самопогрузка, грузовая платформа.
Теперь о том, какие марки тросовых КМУ доступны сегодня российскому потребителю – разговор, конечно, о новых установках, для которых в стране организовано гарантийное и сервисное обслуживание. Пожалуй, самая известная на сегодня марка тросовых КМУ – это японская Unic. Большой опыт эксплуатации этих кранов на вторичном рынке сослужил марке хорошую службу, в борьбе за конкурента не надо ничего доказывать, главное, сойтись в цене, в этом их уникальность, так сказать. Компания предлагает краны от миниатюрных (в данной статье не рассматриваются) до больших с грузоподъемностью свыше 13 т! Но более популярна, конечно, средняя линейка: краны «трехсотой» серии для среднетоннажных шасси и «пятисотой» для автомобилей КамАЗ и аналогичных.
Концерн Hiab, больше известный у нас как производитель кранов-манипуляторов европейского типа, на своем заводе в Южной Корее, учитывая традиции Востока, производит тросовые КМУ, которые продаются и в России. Логично, что продуктовая линейка ограничена кранами высокой грузоподъемности, больше ориентированными для строительства. Для погрузочно-разгрузочных работ у фирмы широкий выбор манипуляторов.
Российские предприятия мало интересуются тросовыми КМУ, например, у холдинговой компании «Подъемные машины» всего одна модель: «Соломбалец-125СФ», выпускаемая в трех вариантах. Набирают в нашей стране популярность тросовые КМУ корейской марки Kanglim, все больше компаний в регионах занимаются установкой этих кранов на грузовые шасси. Из широкого ассортимента продукции российские продавцы явно выбрали краны большой мощности и делают на них акцент. Не удивительно, что на дорогах чаще встречаются «канглимы» строительного размера с управлением, как у кранов Hiab с кресла наверху колонны.
Ведущий китайский производитель КМУ, выбирая себе название на латыни, очевидно, обращал внимание на те буквы, которые больше похожи на иероглифы. Судите сами: XCMG – как читать, но погодите, когда дело дойдет до маркировки отдельных моделей! К счастью, изучать китайскую грамоту не придется, так как у компании есть российская «прописка» на ЗАО «Машиностроительный завод», который не просто устанавливает краны на давальческие шасси, а осуществляет их сборку, после чего реализует под торговой маркой «Загорец». Из преимуществ у этих тросовых КМУ низкая цена, российский контроль качества и коррекция технических заданий, а также очень широкая производственная гамма, включающая абсолютного гиганта грузоподъемностью 25 т.