Яндекс.Метрика

Блог / Новости RSS 2.0

Лебедка: десяток деталей – а как эффективна!

Лебедка: десяток деталей – а как эффективна!

Тяговые лебедки… Это несложное устройство обладает большими возможностями и немалой мощью. Лебедки необходимы там, где невозможно справиться с подъемом тяжелых грузов. Ими оснащают транспортные средства для самовытаскивания. Лебедка – это вид грузоподъемного оборудования, которое также может выполнять функции исполнительного силового устройства.

Электрические – самые распространенные
Существует много видов лебедок различного назначения: скреперные, маневровые, буровые, тяговые и другие. Что касается тяговых, то распространение сегодня получили лебедки четырех типов: электрические, механические, гидравлические и ручные.
Наиболее популярными оказались конструкции, в которых главным приводом является электродвигатель. Конструкция электролебедки состоит из небольшого числа основных элементов, главным, конечно, является электродвигатель. Чаще всего напряжение питания – 12 В, поступающее от АКБ или генератора. В конструкциях отдельных внедорожников прежних лет, а в грузовой технике и по сей день электродвигатели лебедок работают от напряжения 24 В.
На многих внедорожниках устанавливаются системы IBS (Intelligent Battery System), которые согласуют применение двух аккумуляторов в электросхеме машины. Конечно, два АКБ в моторном отсеке – это и лишняя масса, и сложности в обслуживании двигателя из-за недостатка места. Но в автомобилях с IBS водитель спокоен: несмотря на значительный расход электроэнергии, необходимый для работы лебедки в сложной ситуации, мощности АКБ хватит, по крайней мере для того, чтобы запустить двигатель.
Еще одним важным элементом конструкции является барабан. Он имеет вид полого цилиндра, на наружную поверхность которого навивается трос. Важно, чтобы конструкция барабана способствовала равномерной укладке троса. В противном случае, когда трос укладывается только на каком-то отрезке барабана, слои троса образуют выступ, который может блокировать работу лебедки. Блокирование, в свою очередь, если не контролировать температуру лебедки, приведет к перегреву двигателя и выходу устройства из строя.
Важными деталями в конструкции лебедки являются направляющие, ориентирующие трос при наматывании на барабан. Они бывают двух видов – губки-ролики и рамки-клюз. Дело в том, что в лебедках используются 2 вида тросов: стальные и синтетические. Направляющие ролики хорошо себя зарекомендовали при использовании в лебедке стального каната. Для укладки синтетического троса больше подходят направляющие рамки. Синтетический трос, проходя между роликами при намотке на барабан, вертикальными либо горизонтальными, в результате трения о них может повредиться либо просто застрять в роликовом механизме. Кроме того, использование направляющих рамок облегчает конструкцию, ролики более массивные.
Зубчатая передача – не менее важный элемент лебедки, именно благодаря работе шестерен обеспечивается высокое тяговое усилие. Мощная система торможения также относится к основным узлам лебедки, без нее невозможно было бы обеспечивать выполнение лебедкой ее функций. Тормоз автоматически включается при остановке барабана и препятствует дальнейшему движению троса. Кроме того, чтобы тянуть трос вручную, взявшись за его край, в конструкции используется механизм включения редуктора или освобождения барабана, называемый в документации Freespool. Тормоз благодаря оригинальной конструкции Freespool во время разматывания троса вручную остается в рабочем положении.
Необходимый элемент конструкции – блок управления. Сегодня все шире применяется удаленное управление. Оно может осуществляться двумя способами: с использованием кабельной связи пульта ДУ с механизмами лебедки, а также беспроводным способом. C точки зрения безопасности предпочтительно беспроводное соединение, тем более что, вытаскивая технику из глубокой грязи, намного удобнее управлять процессом, находясь на расстоянии от машины, нежели быть рядом с ней, стоя по колено в воде.
Гидравлические лебедки, которые часто можно увидеть на грузовом и вездеходном транспорте, приводятся в действие гидромотором, что следует из их названия. Для работы устройство подсоединяют либо к гидронасосу рулевого усилителя, либо устанавливается специальный дополнительный гидронасос. Такие лебедки работают медленнее электрических, стоимость их выше, а монтаж под силу только специалистам. Но есть и преимущества: гидролебедки надежны, период эксплуатации их значительный. Плюсом является и то, что на работу таких лебедок не влияет ни дождь, ни снег, ни грязь.
Механическому типу лебедок отдают предпочтение все больше водителей внедорожников. Привлекательной стороной этих лебедок является то, что они приводятся в действие от двигателя машины и мощность лебедки соответствует его мощности. Лебедка подключается к коробке отбора мощности (КОМ), которая соединена с раздаточной коробкой автомобиля, и при включении привода и увеличении оборотов двигателя начинает работать и лебедка. Скорость втягивания троса механических лебедок выше скорости лебедок других конструкций. В то же время механизм не боится ни воды, ни грязи, надежен и в мороз, и в жару. Негативным фактором можно считать массивность механических лебедок, их средний вес – около 100 кг. Кроме того, монтаж и настройка работы такой лебедки требует участия специалиста. Но главный недостаток – зависимость от работы двигателя, поскольку при остановке двигателя механическая лебедка становится бесполезным агрегатом.
Наиболее древний тип лебедок – ручные. Трос наматывается на барабан с использованием храповика, еще называемого в народе трещоткой. При использовании трещотки можно рассчитывать только на силу собственных мышц. Безусловным преимуществом конструкции является простота, а недостатком – массивность, масса устройства в среднем составляет около 20 кг. Конечно, по сравнению с другими конструкциями это совсем немного, но данную конструкцию водителю приходится переносить и держать в собственных руках.

Трос – стальной или синтетический?
Стальной трос более устойчив к механическим повреждениям, которые возникают, например, при использовании лебедок в горной местности, где часто случаются ситуации, когда трос контактирует с острыми краями валунов и скал. Кроме того, при трении троса о песок, что не редкость в экстремальных ситуациях, больше страдает материал синтетического каната, чем стального. Вообще говоря, стальные тросы намного дольше сохраняют свой ресурс, и при этом они дешевле синтетических. Синтетические же боятся взаимодействия с любыми абразивными субстанциями. Преимуществом стального каната является возможность использования блоков, для синтетических тросов требуются блоки со шкивами специального исполнения.
Однако есть немало недостатков и у стальных тросов: во-первых, их масса явно больше массы «синтетики», во-вторых, на одном и том же барабане по метражу стального троса поместится меньше, чем синтетического. Синтетические канаты более практичны, чем стальные: они легче, как правило, равномерно навиваются на барабан, не пружинят и не соскакивают. Они не тонут в воде и не впитывают влагу, на морозе с «синтетикой» также обращаться проще. Их легче обслуживать, и очень важно, что они не травмируют руки водителя, а это часто происходит, когда торчат порванные нитки стальных канатов «со стажем».

Дополнительное оборудование
Эффективное применение лебедок невозможно без дополнительной оснастки. К их числу относятся грузоподъемные скобы, или шаклы, цепи, полиамидные полосы, стальные тросы с петлями, блоки, такелажные перчатки. Каждый из этих элементов имеет свое предназначение. Скобы, которые бывают прямыми и омегообразными, необходимы для соединения тросов, усиления захватов либо блоков. Важно, чтобы прочность скобы соответствовала тому усилию, которое максимально может действовать в данной ситуации. Но лучше, чтобы запас прочности скобы был побольше.
Полиамидные полосы, или, как их еще именуют, корозащитные стропы, используют для крепления троса лебедки к деревьям при вытаскивании машин из болот и в других подобных ситуациях. Непосредственно обвязывать стальным или синтетическим тросом ствол нежелательно. Можно, во-первых, испортить трос, который будет тереться о древесину, а во-вторых, поверхности ствола обязательно будет нанесен серьезный вред. Полиамидная же полоса имеет большую площадь контакта, ствол дерева не травмируется, а усилия данный материал выдерживает значительные. Однако когда требуется «якориться» за бетонную опору, рекомендуют использовать короткие специальные стальные тросы с петлями, синтетический аналог быстро будет порезан углами опор.
Блоки используют одинарные, двойные, тройные и более. Их применяют в лебедках в основном для увеличения тягового усилия. Чаще бывает нужен одинарный блок, он увеличивает тяговое усилие вдвое, но применяют и двойные блоки, когда необходима организация полиспастов и требуется еще более значительное увеличение усилия.

Чьи лебедки лучше?
К сожалению, конкурируют на нашем рынке в основном иностранные производители. Среди лидеров, безусловно, можно назвать компанию Warn Industries. Эта американская компания производит комплектующие к внедорожной технике уже более 65 лет, 55 лет занимается производством лебедок. Более чем за полувековой период Warn Industries внесла в конструкции лебедок такие изменения, которые вошли сегодня в общемировую практику, о чем свидетельствуют 100 с лишним патентов, полученные компанией. Продукция Warn сегодня воспринимается как эталон качества мирового уровня.
Компания производит гидравлические лебедки для промышленного применения с червячными редукторами. С успехом используются на грузовиках и вездеходах гидролебедки Warn с планетарными редукторами. Но большая часть производимых компанией лебедок электрические.
В ассортименте, предлагаемом Warn, промышленные электрические лебедки с 3-ступенчатыми планетарными редукторами, рассчитанные на напряжение 12 и 24 В, несколько серий электролебедок, предназначенных для монтажа на квадроциклах и снегоходах. Четыре серии электрических лебедок специально разработаны для внедорожников. Скорость сматывания троса на автолебедке Warn достигает 22,4 м/мин., а максимальное тяговое усилие – 16 500 кг.
Свои автолебедки Warn много лет поставляет компании Ford в качестве комплектующих, а минобороны США лебедки Warn уже давно устанавливает на армейские машины. Надо отметить, что компания производит лебедки только в США. Рассчитанные на тяжелые условия эксплуатации, все открытые металлические детали лебедок имеют химически стойкие антикоррозионные покрытия. Мощный герметичный серийный двигатель лебедки, работающий в реверсивном режиме, снабжен термометрическим светодиодным индикатором, информирующим оператора о температуре двигателя. Действует система блокирования работы лебедки при перегрузке. Управление работой лебедок Warn осуществляется дистанционно.
В число лидеров отечественного рынка лебедок входят еще две американские компании – Superwinch и Ramsey. Superwinch также производит гидравлические и электрические лебедки, тяговое усилие их находится в диапазоне от 450 до 22 680 кг. Компания Ramsey – один из главных конкурентов Warn, поскольку производит аналогичные по качеству лебедки, но стоимость их несколько ниже.
Большой популярностью у наших водителей внедорожников пользуются лебедки, произведенные компанией из Тайваня ComeUP Industries, Inc. За почти 45-летний период существования из компании, занимающейся сборкой лебедок из деталей известных брендов (и об этом напоминает схожесть лебедок ComeUP и Warm), предприятие превратилось в мощную производственную структуру, выпускающую гидравлические и электрические лебедки по собственным разработкам. Сегодня покупателям предлагается более двух десятков конструкций лебедок: промышленных и автомобильных, гидравлических и электрических, с тяговым усилием от 544 до 1361 кг.
Компания является поставщиком и партнером брендов мирового уровня – компаний Toyo Koken K.K. и Furukawa Co., Ltd из Японии, Miller Industries из США и других. Высокое качество лебедок подтверждается годовой гарантией на все компоненты конструкции, а в автомобильных лебедках «пожизненная» гарантия предоставляется на механические элементы и годовая – на электронику. При этом нужно отметить, что стоимость лебедок ComeUP намного ниже по сравнению с другими «раскрученными» производителями. Например, цена лебедки ComeUP ниже стоимости лебедок Warm с аналогичными характеристиками примерно на 40–50%.
Польская компания Dragon Winch производит лебедки с начала 1990-х гг. В России продажи лебедок этой компании вплотную приблизились к лидерам направления, а по оценкам экспертов, по популярности лебедки Dragon Winch обгоняют некоторые известнейшие бренды. При создании своей продукции польские конструкторы использовали наиболее прогрессивные технологии, лебедки отличаются качеством изготовления и надежностью, а стоимость их не слишком высока.
Корпус и другие металлические детали лебедок изготавливаются из высококачественной стали. О высокой надежности изделий Dragon Winch говорит тот факт, что производитель не побоялся предоставить на все лебедки двухлетнюю гарантию.
Модельный ряд лебедок Dragon Winch разделен на 6 групп. Например, серия Maverick, состоящая из 10 моделей, объединяет электрические, герметически закрытые лебедки, для которых попадание воды на конструкцию не страшно. В серию Winch Hidra входят две мощные гидравлические лебедки с тяговым усилием 6804 и 8165 кг. Для максимально тяжелых условий эксплуатации разработано сразу две серии – Higlander, в которой 10 моделей лебедок различной мощности, и серия Truck, в ней 6 моделей. Компания также предлагает переносные лебедки. Такие лебедки устанавливаются лишь по необходимости, питание их может происходить либо от внешнего источника тока, либо от бортовой сети машины. При движении такая лебедка хранится в багажнике.
Однако у перечисленных компаний есть и немало конкурентов, которые предлагают лебедки пусть менее качественные, но значительно более дешевые. Таких компаний довольно много, в основном они зарегистрированы в странах Азии. Это T-Max, KangarooWinch, MasterWinch, Powerwinch, Magnum и другие. Отечественные производители тяговых лебедок на этом фоне, к сожалению, теряют свои и без того не очень прочные позиции на рынке.
Из заслуживших доверие потребителя можно назвать лебедку АР-9000 с тяговым усилием 4100 кг, которую производит компания «АвтоРолс» из С.-Петербурга, взяв за основу аналогичную по параметрам лебедку Warn. Определенную нишу занимает и отечественный производитель из Саратова НПП «Солитон». Предприятие выпускает автолебедки одно- и двухскоростные. Причем таких параметров, как скорость протяжки троса до 12 м/мин. и тяговое усилие 4000 кг, развиваемое двухскоростной электролебедкой «Витязь», нет ни у каких других отечественных лебедок. Также на «Солитоне» производят серию подвесных лебедок с тяговым усилием 1500–4000 кг, использующих напряжение питания 12 и 24 В. В транспортном состоянии лебедки этого типа находятся в багажнике автомобиля, а при необходимости конструкцией предполагается быстрое навешивание их на штатные передние/ задние крюки, имеющиеся на рамах УАЗов и других моделей машин, разработанных для нужд МВД и МЧС. Управление лебедками дистанционное, с выносным кабелем. Все узлы герметизированы, они эффективно работают даже при полном погружении в воду. Электропитание поступает либо от генератора машины, либо, если нет возможности использовать двигатель, от АКБ.
Для обеспечения эвакуаторов и спецтехники предназначаются лебедки торговой марки «Спрут», выпускаемые ульяновским ООО с таким же названием. В основе конструкции «Спрутов» – 4-ступенчатый планетарный редуктор. Управление на лебедках дистанционное, используется кабель длиной 4,5 м, соединяющий пульт ДУ и блок управления машины. Лебедки «Спрут» считаются одними из самых дешевых в стране, но при этом по качеству они превосходят многие китайские модели, заполняющие наш рынок.

Советы бывалых
В первую очередь специалисты рекомендуют не пытаться включить механизм освобождения редуктора лебедки, необходимый для свободного перемещения троса, если в данный момент трос нагружен. Это может прежде всего вывести из строя саму лебедку, а также создает угрозу для людей, находящихся поблизости.
Рекомендуется также не забывать контролировать температуру электродвигателя лебедки. При ощутимом нагреве необходимо прервать работу и дождаться остывания двигателя.
Опытные водители обычно контролируют, чтобы в операциях с перемещением автомобилей и других грузов трос располагался параллельно линии движения автомобиля. Еще необходимо помнить, что нельзя использовать лебедку, если после «якорения» на барабане находится менее пяти витков троса. Обычно такое контрольное число витков отмечают на заводе-изготовителе красной краской.
В качестве еще одного совета эксперты рекомендуют тщательно следить за укладкой троса на барабане. Недопустимо, чтобы витки троса скрещивались между собой, укладывались неравномерно, потому что это приводит к быстрому выходу троса из строя. После выполнения лебедкой своих «спасательных» функций водителю необходимо проверять состояние как троса, так и направляющих рамок на предмет появившихся задиров и других дефектов. Всегда проще выделить на это 10 минут, чем в противном случае через короткое время платить за новый трос и замену рамки-клюз.
Также специалисты советуют не привязывать узлами полиамидные полосы к основным тросам лебедки. Это снижает прочность обоих элементов – и троса, и полиамидного ремня, а также вызывает проблемы с последующим развязыванием этих узлов. Кроме того, опытные в работе с лебедками водители рекомендуют не использовать цепи как средство для крепления троса к опорам.
Кроме того, необходимо хотя бы визуально определить, достаточной ли прочностью обладает тот элемент, к которому будет крепиться трос. Неправильно выбранная точка крепления троса может подвести в самый ответственный момент, и последствия не заставят себя долго ждать.
И еще. Оператор в любых ситуациях не должен приближать свои руки к вращающемуся барабану, на который навивается трос. Безопасность – превыше всего.

01. Иногда без лебедки как без рук
02. Система IBS не только обеспечит лебедку энергией, но и сохранит необходимый резерв
03. Грузовую технику оснащают очень мощными и надежными гидравлическими лебедками
04. Mercedes-Benz U1300L Unimog комплектуют лебедками Warn
05. MB Unimog с гидравлической лебедкой Warn. Трос синтетический толщиной 15,8 мм
06. Правильная укладка троса на барабане – залог его долгой службы. Лебедка Airpress с тяговым усилием 4500 кг, с проводным ДУ
07. В большинстве современных лебедок используются планетарные редукторы
08. Механические лебедки самые скоростные среди тяговых и вместе с тем очень мощные. Но функционируют они только при работающем двигателе машины
09. Беспроводной пульт ДУ к лебедкам компании PowerWinch
10. Рукоятка FreeSpool – отключение редуктора для свободного разматывания троса
11. Ручная лебедка с трещоткой
12. Храповый механизм не позволяет тросу самопроизвольно разматываться
13. Гидравлическая лебедка Warn Starter в разрезе
14. Направляющая рамка рассчитана на использование синтетического троса
15. Такой набор дополнительной оснастки у лебедок от компании Warn
16. Лебедка Dragon Winch DWM 6000 серии Maverick устанавливается на внедорожники
17. Лебедка Dragon Winch DWT 14000 12V устанавливается на эвакуаторы больших и средних размеров. Используется также и с различной спецтехникой для любых операций, где нужны большие тяговые усилия.
18. Прямая грузоподъемная скоба
19. Одиночный блок увеличивает тяговое усилие лебедки вдвое
20. Дополнительный трос «якорения» за бетонные столбы и металлические профили
21. Монтажные перчатки при работе со стальным тросом необходимы
22. Ось троса должна быть параллельна оси автомобиля, так трос использоваться не должен
23. Гигантская самоходная лебедка, изготовленная немецкой компанией SIEMAG TECBERG по заказу китайской компании Xinwen Coal Group Cо. Ltd предназначена для спасения шахтеров. Диаметр троса – 24 мм, длина – 1300 м