Яндекс.Метрика

Блог / Новости RSS 2.0

Лестница в небо. Мачтовые подъемники

Лестница в небо. Мачтовые подъемники

Хорошей альтернативой привычным для любой стройки строительным лесам и подвешиваемым на канатах люлькам являются мачтовые грузовые и пассажирские подъемники. Какие варианты данных устройств есть на российском рынке и чем они различаются?
Механизмам, которым посвящен этот материал, под силу практически все виды операций по транспортировке грузов, рабочего или инженерного персонала на различные высотные уровни. Причем не важно, где необходимо произвести работы: под куполом зала для приема делегаций или на стометровой высоте, на наружной стене небоскреба – везде можно применить соответствующий по своим техническим характеристикам поставленной задаче подъемный механизм. Если рассматривается высотное строительство, то установить мачтовый подъемник можно как внутри, так и снаружи здания или иного строящегося или обслуживаемого объекта. В частности, при выполнении ряда работ для этого могут быть использованы шахты лифтов. В этом случае подъемный механизм выбирается исходя из габаритов проема, в котором он будет работать.
Само собой разумеется, сборка и монтаж механизмов должны производиться с учетом места их установки и типа объекта. Так, если здание имеет относительно небольшую высоту, например с трехэтажный дом, то мачта, предварительно собранная на горизонтальной поверхности, может быть установлена на опорную раму, расположенную на специально подготовленной площадке, и установлена в горизонтальное положение с помощью лебедки, предварительно закрепленной на верхнем этаже. Для этих же целей имеет смысл применить и работающий на объекте автокран.
Однако в большинстве случаев подъемник растет непосредственно вместе со строящимся зданием. В этом случае секции мачты могут добавляться сверху либо снизу уже имеющейся конструкции. Фиксация каждой новой части производится с помощью болтов, изготовленных из высокопрочной стали. Применять крепеж, не имеющий одобрения производителя мачтового подъемника, категорически запрещено, так как все крепежные элементы являются частью силовой конструкции и несут на себе рассчитанную с солидным запасом прочности нагрузку.
Мачты подъемников могут иметь различную конструкцию. Наиболее часто встречаются фермы прямоугольного, как вариант – квадратного либо треугольного сечения. Приличную долю составляют также и так называемые плоские мачты, представляющие собой два мощных швеллера с поперечинами. Какую из силовых конструкций предпочесть? С одной стороны, выбор должен быть сделан в пользу наиболее легкой конструкции, так как чем меньше масса, тем дешевле перевозка и легче сборка подъемника. В этом плане самой выгодной оказывается плоская мачта. Но она проигрывает объемным конструкциям – фермам – по прочности и соответственно грузоподъемности, а также максимальной высоте подъема.
Ферма с тремя гранями конструктивно легка. Кроме того, из такой дисциплины, как сопромат, известно, что треугольное сечение позволяет создавать крепкие пространственные конструкции, что, в общем-то, нам и требуется. Однако мачты данного типа предъявляют свои требования к механизмам перемещения грузовых или пассажирских платформ. Ведь последние используют мачты как направляющие. Именно по этой причине широкое распространение получили конструкции прямоугольного сечения. Заметим, что обращать внимание при выборе подъемного оборудования на такой безусловно важный показатель, как вес секции, необходимо, но только при условии, что производится сравнение одинаковых по грузоподъемности и высоте подъема механизмов.
Не стоит забывать и о материалах, их которых свариваются мачты. Требуемая прочность секций может задаваться как геометрией профилей, из которых она состоит, так и металла, из которого эти секции изготовлены. Еще один важный момент: в зависимости от конструкции подъемника, и в частности от размеров грузовой платформы и максимальной грузоподъемности, он может иметь одну или две мачты. Разумеется, одно- или двухстоечная конструкция применяется и в привязке к объекту. Бывают случаи, когда постановка и закрепление двух опорных мачт просто невозможны. В этом случае необходимо применять мощные одномачтовые механизмы.
Еще один важный нюанс заключается в возможности надежной фиксации мачты непосредственно на объекте. Делается это с помощью специальных монтажных кронштейнов, имеющих определенную конструкцию. Чем сложнее форма здания, тем труднее смонтировать на его стену подъемник. В ряде случаев для монтажа мачты могут применяться кронштейны, изготовленные по индивидуальному чертежу, но таких заказов в практике торгующих организаций мало. Есть определенные требования к креплению механизмов, и они должны строго соблюдаться, особенно когда речь идет о грузопассажирских вариантах подъемников. Как только вместо грузовой платформы на каретку перемещения ставится кабина, то требования к механизму, и в частности по обеспечению безопасности, резко возрастают.
Не стоит забывать и о том, что в отношении высотных мачтовых подъемников действуют правила, применяемые к подъемным механизмам, а поэтому устройства должны проходить периодическую проверку с соответствующей отметкой в паспорте. По сути, организация, купившая высотный мачтовый подъемник, ставит на свой баланс либо лифт (для перемещения людей), либо кран (для транспортировки груза). От типа перемещающейся по мачтам платформы зависит наличие у нее такой важной функции, как выдвигающаяся консоль. Если таковая имеет место быть, то грузы могут не только доставляться на определенную высоту (читай – этаж), но и выгружаться непосредственно в проем здания. Это значительно упрощает процесс доставки, например, тяжелых строительных или отделочных материалов. Также данная функция незаменима при перемещении крупногабаритных неделимых конструкций и элементов. Такие при доставке их на нужный уровень могут прямо с платформы забирать и работающие на этаже вилочные мини-погрузчики.
Среди производителей мачтовых подъемников, чья продукция представлена на российском рынке, можно выделить такие компании, как Haulotte, Genie, Geda. Подъемная техника этих производителей успешно работает как в строительном секторе, например при проведении отделочных и иных работ на возводимых зданиях, так и на различных заводах, предприятиях и складах. Например, при строительстве комплекса новых корпусов «ЛУКОЙЛ» (между Костянским и Уланским переулками в непосредственной близости от существующего центрального офиса ОАО «ЛУКОЙЛ» на Сретенском бульваре) была использована модель подъемника Geda 1500 Z/ZP. Этот двухтонный грузовой подъемник оборудован полностью откидной рампой, что решило проблему загрузки и подъема крупных негабаритных строительных материалов на этажи строящегося объекта. Такими, например, были длинные, нестандартные листы гипсокартона и другие строительные материалы.
Еще пример. Мачтовый подъемник Geda Multilift P12 был предоставлен компании ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция» на условиях договора аренды. Перед специалистами компании, поставившей подъемник, стояла задача в сжатые сроки обеспечить весь комплекс услуг, связанных с производственной необходимостью подъема и спуска голландских технических специалистов, а также технического оборудования на этажи заводского комплекса. Одним из условий заказчика была установка специальных «калиток» безопасного входа на каждый из четырех этажей реконструируемого комплекса.
Отдельного внимания заслуживают самоходные мачтовые подъемники, которые позволяют производить ряд монтажных, строительных, отделочных, ремонтных или складских операций как внутри зданий, так и на открытых площадках. На российском рынке хорошей репутацией пользуются механизмы компании Haulotte, причем эти подъемники уважают не только за надежность, но и за продуманную конструкцию. Например, младшая в линейке модель Star 6 имеет габаритную высоту всего 1,65 м, что позволяет механизму проезжать через стандартные дверные проемы. Разумеется, до того как в них будут смонтированы узкие 60- и 70-сантиметровые двери.
В стандартную комплектацию подъемной машины входят электрическая силовая установка с изменяемой скоростью вращения ротора и тяговые моноблоки напряжением 24 В, емкостью 180 А•ч. Также имеются встроенное зарядное устройство и индикатор степени заряженности тяговых моноблоков. Это позволяет не только вовремя ставить подъемник на зарядку, но и делать это непосредственно от бытовой сети напряжением 220 В. Иными словами, где механизм эксплуатируется, там и заряжается. Стоит также отметить комплектацию подъемника шинами, не пачкающими опорную поверхность. Это очень важно при выполнении ряда монтажных работ в залах, уже имеющих напольное покрытие. Другие модели мачтовых подъемников Haulotte обладают лучшими высотными и грузоподъемными характеристиками.
Важное замечание. При использовании передвижных механизмов необходимо учитывать кривизну опорной поверхности, и если таковая имеет большие значения уклонов или неровности, то необходимо обеспечить все необходимое для предотвращения возникновения возможности опрокидывания подъемника. У компании Haulotte имеются также и несамоходные мачтовые подъемники, которые оснащены аутригерами. Выносные опоры создают требуемый для обеспечения устойчивости подъемного механизма опорный контур.
На российском рынке компанией Haulotte представлены семь моделей несамоходных мачтовых подъемников грузоподъемностью до 159 кг, с рабочей высотой от 6,5 до 13,9 м. Реализацией машин, их обслуживанием, ремонтом, а также исполнением гарантийных обязательств занимается официальный дилер марки ГК «АТЛЕТ».
Среди мобильных мачтовых подъемников также хорошо известна и продукция американской компании Genie. Эти подъемники часто называют индивидуальными, их платформы рассчитаны на одновременное размещение груза и рабочего персонала в количестве не более двух человек. В зависимости от модели механизма грузоподъемность техники колеблется в интервале от 136 до 340 кг, а рабочая высота – от 8,12 до 14,29 м.